50 ЛЕТ ПОКОРЯЕМ КОСМОС


12 апреля 2011 года стал самым шумным днем в истории города Байконур. Горожане, гости города, и чего уж скромничать, многие страны мира, отмечали 50-летний юбилей первого полета человека в космос.
Начались праздничные мероприятия со стартовой площадки №1, откуда пронзив небо, в космос ушла ракета «Восход-1», предрекая начало космической эры. На ее борту находился Юрий Гагарин.
Гагаринский старт стал одним из пунктов, куда прибыли велогонщики, марафонцы. Любители бега прибыли из Караганды. Они проехали, пробежали 33,5 км с космодрома до сквера Юрия Гагарина, чтобы дальше продолжить свой путь, на Смоленщину, малую родину первого космонавта.
В велопробеге приняли участие 59 ребят из Казахстана, России и Узбекистана. Марафонцев было 27 человек, в том числе две женщины. Изюминкой забега стал самый пожилой участник, 1935 г.р., петербуржец, Краснощеков Виктор Иванович. Профессиональный бегун. В то время, как самым молодым выступил Арман Жумабаев из Караганды, 1992 г.р.
Тем временем, в сквере Юрия Гагарина встретились те, кто стоял у истоков становления космической гавани, видел, как посреди голой степи росли здания, ангары, поднимались ввысь конструкции стартовых площадок.
Несколько десятков аксакалов прибыли из Алматы, которые в свое время служили на космодроме Байконур, учились сами, учили других — покорять космос. Компанию им составили сослуживцы, старшие товарищи, ветераны космической отрасли России. Они прибыли спецрейсом из Москвы, где в этот же день проходили мероприятия посвященные юбилею. Состоялась их встреча при поддержке администрации города Байконур, Казкосмоса и Роскосмоса.
Был среди участников праздничного митинга, и наш собеседник, человек, который лично видел Юрия Гагарина, провел большую часть жизни на космодроме, ВАСИЛЬЕВ Алексей Иванович.
Несмотря на то, что в этом году Алексею Ивановичу исполнится 75 лет, он продолжает трудиться, и сейчас занимает должность заместителя начальника отделения эксплуатации и испытаний стартовых комплексов на космодроме «Байконур». Иначе говоря, через его руки проходят запуски ракет «Союз», «Протон», «Зенит».
— Я уроженец Москвы, — рассказывает Алексей Иванович, — в 1963 году пришел работать в организацию «Конструкторское бюро общего машиностроения» (КБОМ), которое возглавлял Владимир Павлович Бармин. Первым моим заданием в бюро стала разработка стартового комплекса под ракету Н-1. После того, как все было закончено, в 1967 году я прибыл в город Ленинск, для монтажа и наладки стартового комплекса Н-1.
Встреча с Гагариным…
Встреча с Юрой Гагариным была неожиданной для разработчика. В тот момент, в здании МИКа, где шел монтаж и наладка стартового комплекса, почти никого не было.
— Распахнулась дверь, и входит сам Гагарин, — вспоминает наш собеседник, — вместе с начальником МИКа Чижовым. Это было настолько интересно и знаменательно, тем более, что перед этим в 1961 году я встречал Юрия Гагарина на Ленинском проспекте, в Москве, когда он ехал в открытом автомобиле. Я много о нем слышал, но видеть, так близко не доводилось.
— Его обаятельная улыбка всем известна, — рассказывает наш собеседник, — как и умение, общаться с людьми, используя элементарно простой язык, без всякого зазнайства. Это было самым главным — Гагарин, каким бы не был, всемирно известным — он не был зазнайкой, не возвышался над всеми, мол, великий.
— После него я больше не встречал таких людей, как Гагарин, — признается ветеран космодрома, — с таким обаянием, с таким умением разговаривать с людьми, знать столько всего интересного.
Ветеран космодрома считает, что ему повезло работать на пусковой площадке «Союза», быть главным инженером, заниматься запусками космических аппаратов, в том числе и пилотируемых. Он познакомился с очень многими космонавтами, беседовал с ними, например, с Быковским.
— Помню, как пришлось повозить Быковского по космодрому, устраивать встречи с монтажниками (в тот период товарищ Васильев работал монтажником). Работать на космодроме вообще интересно, знакомишься со многими космонавтами, людьми, которые, как и ты обеспечивают удачный старт и благополучное приземление космических аппаратов и их пассажиров.
Имидж космической отрасли…
— К сожалению, в последнее время, — говорит наш собеседник, — мы или привыкли, или успокоились, в общем, не стало того, что было раньше. Раньше каждый пуск ракеты все ожидали, знали об этом, праздновали. Сейчас же если что-то случилось плохое, об этом очень много скажут, напишут, покажут по ТВ. Если же что-то хорошее, значит все нормально. Например, прошел пуск, если хорошо, то пресса скажет мало об этом, мол, все в порядке, беспокоиться ни о чем. Если же где-то что-то не так произошло, то об этом обязательно будут говорить, много говорить. Становится обидно за всю космонавтику.
Помню, когда я впервые привез сюда своих сыновей, они с такой гордостью сказали, мы стояли рядом с ракетой, так близко, заправленной топливом, готовой к пуску, так было здорово. На их лицах была неописуемая радость от причастности к такому делу — покорению космоса.
… в Казахстане
Наш собеседник уверен, что Казахстан, как любая другая страна будет развивать космическую отрасль, и станет равноправным партнером в деле освоения космических просторов. Конечно, Казахстан не сможет делать космические аппараты, это дело сложное, но запускать их в космос будет обязательно. Тем более, что сейчас большие надежды возлагаются на стартовую площадку «Байтерек», с которой будут запускать ракеты «Ангара».
В качестве основания, что у Казахстана есть перспективы в деле освоения космоса, товарищ Васильев рассказал о том, что ему как члену ГАК в байконурском филиале Московского авиационного института приходится общаться со студентами, в том числе и казахстанскими.
— С ними приятно разговаривать, — восторгается он, — какие умники, я удивляюсь. Они здесь выросли, набрались опыта, и я надеюсь, что их судьба будет обязательно связана с космодромом «Байконур». Надеюсь и на то, что будет построен «Байтерек» и Казахстан начнет запускать свои замечательные ракеты с российскими и зарубежными спутниками на борту.
Немного цифр: 30% студентов байконурского филиала МАИ составляют ребята казахстанцы. Они будущее космической отрасли нашей республики.
Следующим нашим собеседником стал председатель алматинского филиала Московской организации ветеранов космодрома Байконур, почетный гражданин космической гавани АБИЛЬГАЗИН Карим Абильгазимович.
Он был курсантом Тбилисского военного училища, когда к ним прибыла иностранная делегация, под руководством генерал-майора Левина, и по радио было объявлено о том, что первым человеком в космосе стал гражданин СССР Юрий Гагарин. Незадолго до того, как было объявлено, гостям-иностранцам было показано старое вооружение — пушки и минометы. И здесь молодой Карим представил, что подумали иностранцы о стране, которая запустила человека в космос, а тут показали устаревшее оружие.
— После окончания училища, — рассказывает офицер, — я служил в различных частях, в том числе, в ракетных войсках стратегического назначения. В Байконур прибыл в 1970 году, молодым капитаном, одним из направлений моей работы были испытания боевых ракет.
— Считаю себя счастливым человеком, — признается он, — я занимался обеспечением запуска, полета и посадки космонавтов, занимая должность заместителя командира измерительного комплекса.
Он поделился тем, что у нашей страны есть два кандидата, два будущих космонавта, но их отправка на МКС задерживается, и связано это с деньгами. Но все же он надеется, что казахстанские космонавты побывают на орбите. И уверен, что Казахстан станет полноправной космической державой.
После чего, гости города, население, молодежь, учащиеся направились на центральный стадион Байконура «Десятилетие», где играл знаменитый академический ансамбль песни и пляски имени Александрова. Праздничный концерт стал прелюдией к шоу, в ходе которого прошла церемония вручения звания «Почетный гражданин города Байконур».
Этого звания удостоились ветераны космодрома Евгений Черный и Ергазы Нургалиев, которым глава администрации Александр Мезенцев вручил удостоверения и ленты почетных граждан города.
Немного о героях. Евгений Черный — заслуженный инженер-испытатель космодрома «Байконур», участник более пятисот космических пусков, 16 лет был «пускающим» на космодроме, ныне работает в космическом центре «Южный» на космодроме.
Ергазы Нургалиев — заслуженный строитель космодрома с более 30-летним стажем. Прошел путь от лейтенанта военно-строительных войск Минобороны СССР до специального представителя Президента РК на комплексе «Байконур». За все годы службы, как военный и гражданский показал себя отличным специалистом, умелым руководителем, честным и порядочным, преданным делу человеком.
Айтыс стал следующим праздничным мероприятием, куда направилась наша пишущая братия. Прошло состязание акынов в городском доме культуры. Полный зал лишний раз подтвердил популярность этого жанра.
Темой песенных схваток естественно стал космодром Байконур, его история, его будущее и настоящее.
Завершился день праздничным салютом, который раскрасил небо над космической гаванью в сотни цветов, вызывая восхищенный гул народа.
Интересные факты про космонавтику: 19% солнечной энергии поглощается атмосферой, 47% — падает на Землю, а 34% — возвращается в космос; если бы Земля вращалась в обратную сторону вокруг своей оси, то в году было бы на двое суток меньше; около сорока новых звезд появляется в нашей галактике каждый год; за 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн. кв. км земной поверхности, в то время как с самолета такую поверхность снимают за 4 года, а географам и геологам потребовалось бы для этого не менее 80 лет; если опустить Сатурн в воду, он будет плавать на поверхности. Средняя плотность вещества Сатурна почти в 2 раза меньше плотности воды. Если Вы сможете найти соответствующий стакан (диаметром не менее 60 тысяч км), то сами сможете это проверить; некоторые космонавты говорят, что самое сложное — это снова приспособиться к жизни на Земле: к тому, что когда вы роняете что-либо, оно все-таки падает; космический зонд Mars Climate Orbiter, стоимость которого составила 125 млн. долларов, потерпел крушение на Красной планете лишь потому, что ученые Jet Propulsion Laboratory в своих расчетах применяли метрическую систему, а инженеры компании Lockheed Martin, создававшие зонд, использовали футы и фунты.

Реклама

Об авторе makkenzi

обычный казахский парнишка, который очень любит из себе строить умного ;))) впрочем, это не всегда бывает, иногда хочется быть бирюком незлобивым ;))) и всего ничего побыть тем, кем не хочется быть, но надо ;)))
Запись опубликована в рубрике немного обо всем... с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s