ДЕТЯМ НЕУЮТНО СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ?!

крики которые не слышат...
Сегодня нашим собеседником стал Арман КАРЖАУБАЕВ, начальник департамента по защите прав детей Кызылординской области. Темой разговора стали самоубийства и их попытки среди несовершеннолетних, число которых за последние четыре года составило более 50 случаев. Как правило, в эту статистику входят не только факты случившихся самоубийств, доведенных до конца, но и попытки покончить с собой.
2008-й год для нашей области стал самым печальным для многих кызылординских семей, из которых, пережив своих родителей, ушли из жизни дети, которым бы жить да жить. В 2009-м и 2010-м годах на несколько смертей стало меньше, но и попыток тоже было немало. Хорошо, что это были попытки, когда родители успели спасти детей, вытащить из петли или откачать. 2011-й год — уже два случая самоубийства и две попытки уйти из жизни.
Мы будем не только констатировать факты самоубийств, но попытаемся также понять и найти решение, нужное для наших детей, которым вдруг стало неуютно жить среди нас, взрослых.
— По сравнению с предыдущими годами сейчас наблюдается снижение суицидальных случаев, — отмечает Арман Молдабаевич, — благодаря объединенным усилиям, планомерной и кропотливой работе соответствующих органов — образования, нашего департамента, правоохранительных, здравоохранения. Основой для этого стал план профилактики, подписанный акимом области, «по профилактике суицидов и суицидальных поведений среди несовершеннолетних».
Вместе с тем в 90% случаев, причины, по которым дети наложили на себя руки остаются неизвестными.
Этот факт стал основным для того, чтобы в 2010-м году было принято решение о том, чтобы по каждому печальному случаю создавались рабочие группы. В состав группы входят социальные педагоги, юристы, врачи, чтобы узнать, проанализировать все данные, и понять, что могло стать причиной самоубийства.
К сожалению, работе группы сильно мешает то, что самоубийцы не оставляют никаких зацепок к тому, что стало причиной того, что они уходят из жизни.
Хотя, в некоторых случаях удается узнать причину. Например, в случае гибели иногороднего студента 1-го курса одного из профтехучилищ города. Он покончил с собой, оставив записку, в которой объяснил причины. Он ушел из жизни из-за того, что его бросила девушка, которую он любил. Побывав дома, он узнал, что она стала ходить с другим парнем, после чего принял решение уйти из жизни. И недолго думая, сделал последний шаг в своей жизни.
Поговорили мы, и том, отчего так много детей наложили на себя руки. Возможно, в прошлом такие факты скрывали от общественности, или дети меньше накладывали на себя руки.
Ныне ситуация изменилась. Скрывать эти факты стало опасным для всей республики, по которой ежегодно прокатывается волна суицидов. Стало ясно, что нужно что-то делать, объединять усилия всех — государства в лице педагогов, врачей, правоохранительных органов, СМИ, общественности.
Иначе наша страна не заняла бы первое место по СНГ, и третье место в мире по числу самоубийств.
— Сейчас факты суицидов не скрывают, — продолжается наш разговор, — сразу же собирается рабочая группа в городе/районе, проводит свое расследование, выясняет причины самоубийства или попытки к нему. Не говоря о том, что каждый факт находится на контроле у руководства области, и ответственные должностные лица могут быть наказаны.
В прошлом году, согласно печальной статистике было совершено тринадцать суицидов и десять попыток. Причины неизвестны. В этом году причиной одного из черных фактов стала неразделенная любовь. Мальчишка ушел из жизни, потому, что его не любила одноклассница. Причиной второго случая, по одной из версий, стало то, что в прошлом году один из учеников сельской школы покончил с собой, после чего его лучший друг, не пережив этого, также переступил грань между жизнью и смертью.
Отметим, что по половому признаку, мальчиков среди самоубийц гораздо больше, чем девочек. Чем это объясняется? На этот счет нам пришлось поговорить со многими людьми, обсудить вопрос с психологами, учителями, родителями, у которых, слава Богу, никто не ушел из жизни, но жизненного опыта достаточно, чтобы выступить экспертами по данному вопросу.
Во-первых, в стрессовых ситуациях девочки находят решение, обладая высокой для младшего возраста логикой. Если, что есть родители, к которым можно и нужно обратиться за помощью, пусть даже потом попадет. Но жизнь на этом, слава Богу, не закончится.
Мальчики же в таких ситуациях, например, должны кому-то денег, или еще что-то, предпочитают молчать об этом, обсуждая это только с близкими друзьями. Отсутствие моральной основы о том, что нужно искать защиты у взрослых, тех же педагогов или родителей отсутствует. Это не по-пацански считают они, хотя без лишней суеты готовы засунуть голову в петлю.
Во-вторых, в школе, где нередко зарождаются причины для суицидов, наблюдается неблагоприятная атмосфера, как для отличников, так и для детей из неблагополучных семей.
Первым надоедает тянуть лямку лучших учеников, которых записывают для участия в разнообразных олимпиадах, конкурсах, из-за чего они постоянно находятся в стрессовом состоянии. Непомерная тяжесть ответственности и другие вещи в совокупности преклоняют его голову перед фактом, что все это кончится, когда он наложит на себя руки. Для отличника, который знает очень многое, не проблема связать какой-то там узел…
Также педагоги могут негативно влиять на детей, которые плохо учатся, у которых за спиной неблагополучная ситуация в семье. И не до занятий, им бы наладить отношения в семье, а школа требует отличных показателей.
— Был случай, когда в школе на ребенка давили, ставили двойки, — рассказывает г-н Каржаубаев, — тогда, как по другим предметам у него были хорошие оценки. Поэтому в один вечер, ребенок пришел домой, наглотался таблеток и лег. Хорошо, что родительница вовремя вернулась и откачала его, выяснила причины. В результате, педагогу объявили строгий выговор.
Отметим, что у ребенка из неблагополучной семьи причин для добровольного ухода из жизни найдется много. Это низкий социальный статус его семьи, который на фоне семьи его одноклассников выглядит не респектабельно, и не имеет возможности обеспечить ребенка чем-то стильным. Это проблемы внутри семьи, например, развелись родители, отчего ребенок, разрываясь между обоими, устает от этого и уходит из жизни. Это денежные долги, на которые боязно спросить у родителей помощи, но и жить нормально не дают. Откуда долги? Это тема для другого разговора.
В общем, объективных и субъективных причин для суицида у детей достаточно бывает, только вот откуда они взялись, изучением этого и занимаются сейчас рабочие группы.
— Здесь еще нужно добавить то, что родители отошли от воспитания детей, — отмечает наш собеседник, — занятые работой, в поисках средств на жизнь, они забывают про детей. Да, конечно, они накормят детей, оденут их, купят игрушек или еще чего-то, но забудут поговорить с ним, выслушать их вопросы, узнать проблемы.
У них самих своих проблем хватает, чего им еще детские проблемы слушать, они же «детские». Только вот «не детский» выход выбирают дети из сложившейся ситуации.
Несмотря на то, что на дворе XXI век, век информационных технологий, когда можно держать связь на любом расстоянии, получать мгновенный ответ из любой точки на планете, люди все меньше времени уделяют себе, своим детям, семье. Эта проблема современного общества, где каждый, несмотря на то, что находится в толпе, предоставлен самому себе, и стала одной из причин. Причин для суицида, как среди взрослых, так и среди детей.
Поэтому сейчас департамент по защите прав детей занимается тем, чтобы наладить связь с такими детьми, организацией телефона «горячей линии», где выслушают и помогут. Тогда, как нужно создать службу психологической поддержки, в которой будут заняты профессиональные психологи, которые много знают о детях, и умеют словом лечить души. Но, к сожалению, за четыре года, как в Кызылорде стали происходить самоубийства среди несовершеннолетних, она не была создана, несмотря на многочисленнее просьбы департамента по защите прав детей. Причиной всему — отсутствие финансирование, а если бы деньги и были, нужно создавать новую статью расходов, закладывать в бюджет области, в общем, возни с документами много, и этим никто заниматься не хотят. Такая вот реакция на то, что дети у нас уходят из жизни добровольно.
Для того, чтобы остановить самоубийства взрослым достаточно уделить время своим детям. Найти час, другой, чтобы не потерять ребенка на всю жизнь. Выйти с ним на прогулку, поиграть, побыть наедине с родной кровинкой, спросить, как прошел день, поинтересоваться, как учеба в школе. Через неделю не забыть сходить на родительское собрание.
Для моих молодых друзей, семьянинов, у которых растет уже второй ребенок в семье, святой обязанностью после того, как они пришли с работы, поужинали, является побыть с ребенком, часик-другой, или вообще весь вечер, если на работу не рано нужно идти.
— Я когда прихожу с работы, то обязательно поиграю с сыном, почитаю ему книжку, — рассказывает Азамат, молодой папаша, — он еще маленький, не понимает, но запоминает новые слова. А дочка у меня большая, требует, чтобы и сказку прочел, и сыграл ей, и вообще, забыл о работе. Это так классно!
— Мы все виноваты в том, что дети уходят из жизни, — говорит Серик, таксист, — и родители, которым вечно некогда заниматься детьми, а когда потеряют, говорят, что все было у ребенка. Но не было самого важного — общения с родителями. Еще виноваты в школе, где есть психологи. Раньше думал, что они не просто так работают, у них есть какие-то методики, способы узнать, что у ребенка не все в порядке. Оказывается, ошибался. По телевизору показали психолога, которая сказала, что не знала о проблемах ученика пятого класса, который ушел из жизни.
Как отмечают в департаменте, необходимо активизировать работу школьных психологов, которые сейчас фактически не работают. Обо всех случаях суицида, которые произошли в области, психологи ничего не знали. И начинали заниматься делом, только когда все уже случилось.
Печальная статистика: как правило, большинство суицидов приходится на областной центр. Вслед за ним идут с большим числом фактов, с 2008-й по 2010-й годы, Аральский и Кармакшинский районы. До 2009 года им компанию составлял Казалинский район. В том же, 2009-м отметился Жанакорганский район. В 2008 и 2009 годах по два случая было зарегистрировано в Сырдарьинском районе. В 2009 и 2010 годах наибольшее число пришлись на Шиелийский и Жалагашский районы. В текущем году, один из случаев произошел в Кармакшинском районе.
Одним из причин, которую связывают с северными районами, где происходит наибольшее число суицидов, называют неблагополучную экологическую ситуацию. Когда Аральское море стало умирать, число суицидов резко возросло. Сейчас же, когда море стабильно заполняется, наблюдается резко снижение суицидальных проявлений.

Об авторе makkenzi

обычный казахский парнишка, который очень любит из себе строить умного ;))) впрочем, это не всегда бывает, иногда хочется быть бирюком незлобивым ;))) и всего ничего побыть тем, кем не хочется быть, но надо ;)))
Запись опубликована в рубрике немного обо всем... с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставьте комментарий